Жанровое своеобразие русской комедии XVIII века. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комедия В.В. Капниста «Ябеда»

Практическое занятие № 1

Творчество А. Д. Кантемира. А. Кантемир – основоположник сатирического направления в новой русской литературе. Сатиры А. Кантемира.

П л а н

  1. Сатира, как особый жанр классицизма, принципы художественного отражения в ней действительности. А.П. Сумароков о сатире в «Эпистоле о стихотворстве».
  2. Связь произведений Кантемира с его современностью. Обличение общественных пороков, пропаганда общественных идеалов.
  3. Художественная организация сатир:
  4. Творчество А.Д. Кантемира в оценке русской критики (В. Г. Белинский).

З а д а н и е

  1. Составить конспект статьи В.Г. Белинского о Кантемире.
  2. Найти в тексте «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр сатиры. Выписать определение понятия «сатира» из «Краткой литературной энциклопедии», либо из «Литературного энциклопедического словаря», либо из «Словаря литературоведческих терминов».
  3. Изучить тексты сатир Кантемира (I, II, VII), авторские комментарии к ним. Обратить внимание на проявления личности автора и его оценок действительности в комментариях к сатирам.
  4. Рассмотреть, как в сатирах Кантемира реализуются принципы изображения характеров, присущие эстетике классицизма.

Л и т е р а т у р а

Тексты

Исследования и пособия

Практическое занятие №2

Жанровые разновидности оды в творчестве М.В. Ломоносова.

П л а н

  1. Ода в системе жанров классицизма. А.П. Сумароков об оде в «Эпистоле о стихотворстве».
  2. Жанровая природа од Ломоносова.
  3. Поэтика торжественной (похвальной) оды (на примере «Оды на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года»): метрика, строфика, композиционная структура, язык и стиль (соотношение риторического и лирического начал), проблематика, типология художественной образности.
  4. Поэтика и проблематика оды «Разговор с Анакреоном». Программный характер произведения.

З а д а н и е

  1. Найти в тексте «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр оды. Выписать определение понятия «ода» из «Краткой литературной энциклопедии», либо из «Литературного энциклопедического словаря», либо из «Словаря литературоведческих терминов».
  2. Изучить тексты: «Ода на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года», «Разговор с Анакреоном».
  3. Составить графические схемы стиха и строфы «Оды на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года».
  4. Составить план содержания «Оды на день восшествия … Елисаветы Петровны 1747 года».

Л и т е р а т у р а

Тексты

Исследования и пособия

Практическое занятие №3

Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

П л а н

1. Место трагедии в системе жанров русского классицизма. «Поэтика» Буало и «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова о задачах и специфике трагедии. Проблема «страсти» и «чувства» в русской трагедии. Художественная роль «трёх единств».

2. Историческая основа трагедии А. П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец», её политический и философский подтекст. Особенности понимания русским классицизмом роли личности в истории. Характер историзма в русской классицистической драматургии. История и современность в пьесе Сумарокова.

3. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова. Основные сюжетные линии пьесы и их взаимодействие. Внешний и внутренний конфликт в произведении, пути их разрешения.

4. Основные приемы создания образа Самозванца.

5. Художественное пространство и время в трагедии. Сценическое и внесценическое пространства и характер их взаимодействия в драматическом произведении. Борьба пространств как отражение идейного замысла трагедии. Значение авторских ремарок.

З а д а н и е

  1. Найти в тексте «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр трагедии. Выписать определение понятия «трагедия» из «Краткой литературной энциклопедии», либо из «Литературного энциклопедического словаря», либо из «Словаря литературоведческих терминов».
  2. Определить своеобразие трагического конфликта в произведениях Сумарокова.
  3. Найти в текстах трагедий средства выражения авторской позиции (политические намеки, аллюзии, монологи, обращенные к зрителю).
  4. Ответить письменно на вопрос: «Как заявлены принципы «общей пользы», «общественного блага» в трагедии «Дмитрий Самозванец»».

Л и т е р а т у р а

Тексты

Исследования и пособия

Практическое занятие №4

Жанровое своеобразие русской комедии XVIII века. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комедия В.В. Капниста «Ябеда».

П л а н

  1. Комедия как жанр классицизма. Жанровые разновидности комедии. Русская «общественная» комедия.
  2. Проблематика комедии Фонвизина «Недоросль» (воспитание, крепостничество, государственный надзор за деятельностью помещика, власть). Художественное воплощение идей «Рассуждения о непременных государственных законах» Фонвизина в его комедии.
  3. Сюжет и система персонажей комедии «Недоросль»:
  4. Комедия В.В. Капниста «Ябеда». Высокий общественный пафос комедии.

З а д а н и е

  1. Найти в тексте «Эпистолы о стихотворстве» А.П. Сумарокова и выписать строки, характеризующие жанр комедии. Выписать определение понятия «комедия» из «Краткой литературной энциклопедии», либо из «Литературного энциклопедического словаря», либо из «Словаря литературоведческих терминов».
  2. Изучить тексты комедий Д.И Фонвизина «Недоросль» и В.В. Капниста «Ябеда».
  3. Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире. Определить, какой сатирической традиции следуют Фонвизин и Капнист.

Л и т е р а т у р а

Тексты

Исследования и пособия

Практическое занятие №5


9534660173472702.html
9534711208923334.html
    PR.RU™